У нас, в Российской Федерации, для того, чтобы вести коммерческую деятельность необходимо либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, либо создать и зарегистрировать юридическое лицо любой формы (ООО или АО). Для ведения соответствующего учета всех юридических лиц Российской Федерации, а также для регистрации и учета, происходящих внутри таких организаций структурных изменений, был создан ЕГРЮЛ – Единый Государственный Реестр Юридических Лиц.

 

Некоторые особенности реестра.

Данная база была создана и узаконена в 2002 году. Создана она была для следующих целей:

 

  • Сбор полной информации обо всех юридических лицах РФ.
  • Упрощение процесса регистрации, а также процесса ликвидации юридических лиц.
  • Учет и регистрация всех изменений, так или иначе касающихся ведения деятельности каждого юридического лица.
  • Упорядочение основных регистрационных сведений всех юридических лиц нашей страны.

 

Специализированный регистрационный реестр (ЕГРЮЛ), в который стали заноситься все сведения о каждом юридическом лице, был разработан Федеральной Налоговой Службой (ФНС) РФ. Она же стала ответственной за его контроль и правильное ведение.

Изначально, в первое время после создания, ЕГРЮЛ представлял собой обыкновенный электронный реестр (базу данных) куда были перенесены с бумажных носителей все сведения о существовавших в то время юридических лицах, которые осуществляют коммерческую деятельность.

Впоследствии, на втором этапе развития реестра, программистами была произведена его технологическая модернизация. Это позволило значительно расширить функциональные возможности ЕГРЮЛ, а именно – теперь стало возможно не только хранить все необходимые сведения о каждом юридическом лице, но также быстро вносить в него все изменения, все сведения о новых лицах и, кроме того, оперативно получать необходимую информацию о конкретном юридическом лице. Это стало возможно делать, в том числе, и по запросу через сеть интернет.

Таким образом, созданный реестр значительно упростил контроль работниками ФНС деятельности всех, действующих на поле коммерческого рынка, хозяйствующих субъектов зарегистрированных как юридические лица, которых с каждым годом становилось все больше.

Когда и как необходимо вносить сведения в реестр?

На основании соответствующих положений федерального законодательства, которое определяет ведение контроля над деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сведения о каждом существенном изменении в их деятельности должны быть переданы в органы ФНС для их внесения в ЕГРЮЛ, в течение 3 рабочих дней с момента наступления события, ответственным лицом хозяйствующего субъекта.

Самая первая запись о юридическом лице, которая должна быть внесена в ЕГРЮЛ, это запись о его образовании и регистрации с обязательным указанием даты регистрации и того подразделения налоговой службы, где она была проведена. Полезно знать, что при этом, каждое вновь образованное юридическое лицо, может использовать сокращенную аббревиатуру (свое сокращенное название).

Кроме того определены еще ряд обстоятельств, при которых необходимо вносить соответствующие записи в реестр. Это:

 

  • При внесении любых изменений в учредительные документы.
  • При смене генерального директора хозяйствующего субъекта.
  • При изменении тех сведений о юридическом лице, которые ранее уже были занесены в реестр.
  • При смене юридического адреса хозяйствующего субъекта, а также при смене его фактического месторасположения.
  • При учреждении и образовании филиала организации или ее обособленного подразделения в другом регионе. В этом случае необходимо внести сведения об имени образованных структур и месте их нахождения.
  • В случае если в состав учредителей включается новое лицо или из его состава выходит лицо, входившее ранее в состав учредителей.
  • При изменении размера уставного капитала компании.
  • При смене официального названия юридического лица.

 

Все сведения, которые необходимо вносить в реестр, должны иметь письменные доказательства той информации, которую они содержат.

Каждая запись в ЕГРЮЛ должна заноситься и храниться как в электронном виде, так и на бумаге. В случае если внесенная информация на разных носителях не совпадает, руководствоваться следует сведениями, отображенными на бумажном носителе.

Все сведения о юридическом лице, хранящиеся в ЕГРЮЛ являются общедоступными, ими может воспользоваться, после соответствующего запроса, любое физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в РФ. Исключением являются только персональные данные физических лиц – учредителей организации.

Все вносимые в ЕГРЮЛ записи хранятся в хронологическом порядке под соответствующим государственным номером (ГРН), поэтому одно юридическое лицо может иметь несколько записей. Основным регистрационным государственным номером (ОГРН) обозначается самая первая занесенная запись.

Выписка из ЕГРЮЛ.

Любое юридическое лицо, в процессе ведения своей деятельности, равно как и физическое лицо, может обратиться в органы ФНС с соответствующим запросом о получении выписки, которая содержит сведения о том или ином, интересующем его, юридическом лице. Данная информация закрытой не является.

После оформления соответствующего запроса и оплаты государственной пошлины, регистрирующий орган должен в течение пяти рабочих дней выдать интересующие вас сведения в одном из трех форматов:

 

- выписка из государственного реестра;

- ксерокопии всех необходимых документов;

- если информация по запросу отсутствует, то выдается соответствующая справка об этом.

 

Выписка из ЕГРЮЛ может быть выдана в следующих видах:

 

  • Электронный вид. Он содержит в себе только открытые сведения.
  • Бумажная выписка, которая содержит общую информацию о компании кроме паспортных данных учредителей и директоров.
  • Расширенный вид. В таком варианте содержится вся информация об учредителях и руководстве юридического лица.
  • Официальный вид. Такой вариант содержит все информацию, предоставляемую на бумажном носителе, которая выдается в виде нескольких прошитых листов бумаги формата «А4», заверенных соответствующим образом на обратной стороне печатью подразделения ФНС.

 

Необходимость в получении выписки из ЕГРЮЛ часто возникает у действующих на коммерческом рынке предприятий, которые хотят убедиться в добропорядочности своих контрагентов в преддверии заключения с ними крупных контрактов или различных договоров, которые содержат какие либо взаимные обязательства.