Критерии определения малого бизнеса.
В нашей стране, до недавних пор, шло успешное развитие малого бизнеса во всех сферах коммерческого рынка. По статистическим данным доля от вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны, на конец 2015 года, составила чуть менее 20%. В последнее время, к сожалению, ввиду продолжающегося кризиса и введенных против нашей страны экономических санкций, развитие малого предпринимательства практически остановилось.
Весь бизнес нашей страны условно разделен на несколько категорий:
- Микро бизнес;
- Малый бизнес;
- Средний бизнес;
- Крупный бизнес (он уже зачастую имеет в своей структуре государственную составляющую).
При этом существуют определенные цифровые и количественные показатели, которые определяют, какой категории соответствует то, или иное предприятие.
Определение по предельной численности сотрудников:
- Микро бизнес – количество сотрудников не должно превышать 15 человек;
- Малый бизнес – до 100 сотрудников;
- Средний бизнес – до 250 сотрудников.
Определение по сумме выручки за годовой период.
Согласно распоряжению Правительства РФ № 556 от 22.07.208 года, установлены границы максимальной выручки определенных категорий коммерческих предприятий от реализации своих товаров и услуг за предшествующий год своей деятельности без учета НДС.
- Микро бизнес – предельная выручка за год не должна быть выше 60 млн. рублей;
- Малый бизнес – не больше 400 млн. рублей;
- Средний бизнес – не больше 1 млрд. рублей.
Определение по размеру уставного капитала.
Одним из самых важных критериев определения категории бизнеса является размер уставного капитала компании. Этот критерий определен на государственном уровне и не может касаться, в силу особенностей структуры организации, индивидуальных предпринимателей. Это требование относится, прежде всего, к ООО, реже к АО. Кроме Уставного капитала этот критерий также учитывает остаточную стоимость основных фондов коммерческой организации. Превышение максимальной суммы этих двух показателей определяет переход организации из категории малого бизнеса в следующую. Особенность этого критерия в том, что его максимальный порог определяется законодательно в каждом регионе страны отдельно. Общероссийских цифр этой суммы не существует.
Форма государственной регистрации малого и среднего бизнеса, в подавляющем большинстве случаев:
– ИП (индивидуальный предприниматель);
– ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Исходя из приведенных выше критериев, можно с уверенностью предположить, что все лица, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей, будут отнесены к категории микро бизнеса, или, гораздо реже, к категории малого бизнеса. Предприятия, основанные как ООО, это, скорее всего малый бизнес, или, реже, средний.
Взаимодействие малого бизнеса с Государством.
Эффективная деятельность малого бизнеса приносит неоспоримую пользу развитию нашей страны. Это давно уже признанно и утверждено на самом высоком государственном уровне. Кроме немалых налоговых отчислений в бюджет, предприниматели обеспечивают рабочими местами огромное количество людей. Помимо этого, отдельные представители бизнеса продвигают некоторые промышленные и научные отрасли экономики далеко вперед в технологическом плане, за счет внедрения собственных инновационных решений, что обеспечивает конкурентное преимущество произведенной ими продукции на мировом рынке.
Исходя из этого, правительством принимаются все возможные меры содействия развитию малого бизнеса. В частности проводится постоянная структуризация, урегулирование и упорядочивание всех сфер бизнеса на законодательном уровне с целью обеспечения их наиболее эффективного развития. В настоящее время основным законом регулирующим деятельность малого и среднего бизнеса считается ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который был принят 24.07.2007 года. Кроме того, важными и эффективными можно считать, оглашенные Правительством РФ 23.09.2009 года инициативы, направленные на содействие развитию малого бизнеса в России и его защиту от неправомерных действий некоторых государственных контролирующих органов. Некоторые из них предполагают:
- Освобождение предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование, от имущественного налога сроком до 3 лет;
- Передачу в региональные бюджеты основной части дохода от реализации патентов на ведение предпринимательской деятельности;
- Освобождение предприятий, ведущих свою деятельность в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль сроком до 9 лет;
- Отмену выплаты налога на прибыль от продажи ценных бумаг, в случае, если срок владения ими больше пяти лет, и они не имели оборот на бирже.
Кроме шагов, направленных на содействие развития малого предпринимательства, государство активно ведет работу по развитию и совершенствованию своих органов и ведомств, ведущих контроль над деятельностью предпринимательского сообщества. Подразделения ФНС, ФСС и ПФР постоянно взаимодействуют с предпринимателями или их доверенными лицами, для обеспечения полноценного и своевременного поступления в бюджетные и внебюджетные фонды страны налоговых отчислений и других взносов, определенных законодательством РФ.